пятница, 9 ноября 2012 г.

Microsoft Sculpt Touch Mouse: продукт мышиной эволюции



Общеизвестно, что корпорация Microsoft производит не только soft-, но и hardware. Я сейчас не об xBox 360 и Kinect, нет, речь пойдет о таком обыденном компьютерном аксессуаре, как мышь. Мыши и клавиатуры MS делает очень давно – вот, к примеру, на днях я обнаружил в залежах компьютерного хлама на балконе вот такого грызуна, работавшего когда-то в паре с компьютером на основе i386:




Сделан сей мыш был еще тогда, когда основным интерфейсом для его подключения был COM-порт (думаю, многие нынешние пользователи и не знают, как он выглядит), а более современного (сейчас тоже устаревшего) PS/2 еще не было. Интерфейс назывался InPort и реализован был в виде отдельной платы расширения формата ISA, которая прилагалась к манипулятору и устанавливалась в компьютер. Насколько я понимаю, сделано это было ради улучшения характеристик манипулятора – InPort Mouse отличалась от конкурентов увеличенным разрешением и более плавным перемещением по сравнению с конкурентами. Вообще, разработчики "железа" в MS славятся своими новшествами – если не ошибаюсь, именно им принадлежит идея эргономичной клавиатуры, в которой буквенные клавиши были разделены на 2 группы, развернутые под углом относительно друг друга. А помните Microsoft Cordless Phone с его уникальными на тот момент возможностями благодаря интеграции с ПК? Его реклама была на дисках с дистрибутивом Windows, кажется, 95-й версии. Ну и о том, какую революцию в играх произвел MS Kinect, вы знаете и без меня.
И, возвращаясь к мышам – именно Microsoft выпустила в 1999 году первую серийную модель оптической мыши, избавившей пользователей от ненавистной процедуры чистки роликов, а также одной из первых внедрила колесико и дополнительные программируемые кнопки в серии мышей IntelliMouse (моделью Explorer из этой серии я пару лет пользовался на работе).

Нынешняя мода на всё сенсорное не обошла и манипуляторы. Наиболее революционным можно назвать, наверное, подход Apple, которая из мыши сделала отдельный внешний тачпад, но эта идея лично у меня восторга не вызывает. Как по мне, классическая мышь как-то интуитивнее, что ли. Или я просто не люблю менять свои привычки. Поэтому для меня более приемлемо внедрение сенсорной технологии в классическую мышь, как это сделано в новой модели Microsoft Sculpt Touch Mouse. Знакомьтесь, вот она:











Эта модель не совсем подходит под мою руку – наверное, она будет удобнее для женщин и подростков, но, несмотря на это, привык я к ней быстро. Материалы корпуса приятные, а благодаря форме мышки и боковинам из материала софт-тач ее удобно приподнимать – думаю, геймеры и дизайнеры оценят.




Клик не слишком мягкий и не слишком жесткий, как раз то, что надо. Но главная изюминка – тач-прокрутка вместо колесика. К ней привыкнуть было сложнее. Все-таки тач не дает такого ощущения контроля, как колесико, особенно когда этим колесиком пользуешься более 10 лет подряд. К тому же сенсор расположен не по всей длине средней кнопки, а смещен ближе к верхней части, и мне приходилось сгибать палец чуть больше, чем я привык.



Но это уже вопрос выбора модели – думаю, с более подходящей мне по размеру Explorer Touch Mouse такой проблемы не было бы. Тем не менее, тактильная обратная связь у сенсора имеется – он вибрирует и жужжит, очень похоже имитируя колесико с его ступенчатым вращением. Интенсивность вибрации можно регулировать, а можно и отключить ее совсем.
Что очень понравилось, так это позаимствованная у сенсорных дисплеев технология инерционной прокрутки, с ней намного удобнее скролить длинные сайты и документы. При этом прокрутка мгновенно останавливается касанием. Ну вот, теперь мне в моей мышке с колесиком этого не хватает :(
Ну и, поскольку это сенсор, сделать горизонтальную прокрутку было несложно, и она в серии Touch Mouse есть. Правда, лично я этой функцией почти не пользуюсь, и, чтобы проверить ее в действии, пришлось даже специально создавать ситуации, в которых она нужна. Как бы там ни было, это однозначно удобнее, чем наклонять колесико в стороны.
Питается Sculpt Mouse от двух элементов формата АА. Насколько их хватает, не скажу – за две недели тестирования вспоминать о батарейках не пришлось.


Теперь о беспроводной связи с компьютером. В отличие от модели Explorer и множества других беспроводных мышей и клавиатур, Sculpt подключается к ПК не с помощью собственного USB-адаптера, а по стандартному HID-профилю Bluetooth. Это наверняка понравится владельцам ноутбуков со встроенным Bluetooth. У меня такого ноутбука нет, но и к домашнему, и к офисному ПК подключены USB-адаптеры, которые используются в основном для подключения стереогарнитуры и иногда для передачи каких-то мелких файлов между ПК и телефоном. Кстати, одновременное подключение мыши и гарнитуры никаких проблем не вызвало. Но некоторые нюансы все-таки есть. Чтобы как можно лучше изучить Sculpt Mouse, я использовал ее и дома, и на работе. И иногда случалось так, что принесенная из дома мышь не обнаруживалась офисным компьютером (и наоборот), приходилось ее выключать-включать или даже удалять из системы и переустанавливать. Если же мышь работает только с одним компьютером, она без проблем автоматически подключается к нему. Подобное поведение, кстати, характерно и для других BT-устройств (с гарнитурами у меня постоянно такое происходит). Поэтому лично я бы предпочел модель с USB-адаптером, к которому мышь подключается гарантированно и сразу, не требуя даже при первом включении перевода в режим поиска/обнаружения. Там даже нет вот этой кнопки, которой включается такой режим:


Опять же, USB есть в любом компьютере, а Bluetooth – далеко не везде.
Но если USB-портов в вашем ноутбуке немного и они часто бывают заняты чем-то другим, а Bluetooth всё равно встроен, Sculpt – вполне логичный и оправданный выбор.
Если вам нужна просто беспроводная мышь со стандартными функциями, можете смело проигнорировать установку дополнительного ПО, которое подгружается из Интернета при первом подключении манипулятора. Я сам поначалу привычно отказался от инсталляции и пару дней пользовался мышкой как обычной, без каких-либо бонусов. Как оказалось позже, на фирменный софт всё-таки стоило посмотреть.

Microsoft не оправдала бы свое название и репутацию софтверного гиганта, если бы не предложила чего-то особенного в поддержку своего hardware-продукта, тем более для своей же ОС. Как говорится, сам бог велел.

Интерфейс Центра управления мышью и клавиатурой (так это называется) выполнен в стиле MS Zune. Поначалу всё вроде бы несложно – можно назначать свои действия на любую из кнопок, выбирая из большого количества возможных вариантов. Дальше – больше, можно задать свои команды для каждого отдельного приложения – например, в тех же играх или дизайнерских пакетах пригодится возможность одним кликом увеличить точность перемещения. Есть целая группа игровых команд, таких как повышенная точность или быстрый разворот (можно в каком-нибудь шутере назначить на одну из кнопок быстрый разворот, чтоб оперативно контролировать ситуацию за спиной, не перемещая для этого мышку). Можно назначать кнопкам не только действия, но и клавиатурные сокращения вроде Ctrl+P. То есть, например, можно отправлять на принтер документы из MS Word одним кликом средней кнопки, при этом в другом приложении она будет выполнять другую, часто используемую именно в нём, функцию. Но и это еще не всё. Те, кто любит сначала повозиться и всё досконально настроить, зато потом работать легко и быстро, могут создавать целые макросы, т.е. последовательности команд, вставляя в них нажатия клавиш мыши, клавиатуры и другие действия. Я пытался придумать, зачем бы мне такое было нужно, так и не придумал, но саму такую возможность могу только приветствовать.




Еще такой момент. Хотя теоретически можно изменить функциональность любой из кнопок, реально стоит кастомизировать только среднюю, потому что после смены действий для кнопок они перестают выполнять основные свои функции (выбор объектов для левой кнопки и контекстное меню для правой), и вдруг оказывается, что эти функции важнее. Или что назначенная функция работает не так, как хотелось. Например, было бы полезно включить повышенную точность не только в игре, но в графическом редакторе. И тут есть 2 варианта – либо клик (например, средней кнопки) включает/выключает этот режим, либо он активируется при нажатии и удержании левой кнопки. Второй способ выглядит более удобным, но на практике в Фотошопе он работает только с рисующими инструментами, а для перемещения слоя или выделенной области уже не подходит, т.к. клик не «цепляет» нужный объект, и курсор перемещается медленно и точно, но сам по себе. Может, я не до конца разобрался, но в итоге выходит, что из всего богатства дополнительных функций реально можно использовать только одну (правда, свою для каждого приложения – если хватит терпения всё это настроить и запомнить). Для более широкого использования возможностей ПО мышке не хватает дополнительных кнопок. Еще можно было задействовать клавиатурные модификаторы Ctrl, Shift и Alt и/или комбинации нажатий основных кнопок, но такой возможности я не нашел.

В общем, по итогам краткого знакомства могу сказать, что в качестве простого манипулятора для выполнения стандартных привычных действий Sculpt Touch Mouse мне определенно нравится. А вот для более полного использования возможностей, предоставляемых Центром управления, лучше выбрать модель с большим количеством кнопок.

+ Хорошая эргономика
Меньше деталей, подверженных механическому износу
+ Не требует специального адаптера для подключения к ПК
+ Отличный инерционный скроллинг
+ Широкие программные возможности для тонкой настройки

- Питание от двух батарей
- Не хватает дополнительных кнопок
- Не все компьютеры и ноутбуки имеют встроенный Bluetooth
- Сбои подключения при работе с несколькими компьютерами

Комментариев нет: