вторник, 21 октября 2008 г.

Маркетинг от Motorola, или Как растерять последних приверженцев бренда...



Ну вот скажите мне кто-нибудь - почему любую из актуальных моделей Nokia, Sony Ericsson, Samsung или LG можно просто прийти и купить в магазине, а Motorola - нет? О том, что многие MOTO-ЧТО-ТО к нам попадают после 2 лет активных продаж в Азии (а "еще более многие" - не попадают вообще - где E2, E6, из свеженьких - VE75?), я уже практически молчу :) Но даже те модели, что продаются официально, побегаешь, пока найдешь. Примеры? Пожалуйста.
Решил купить себе Motorola V9. Не совсем тот телефон, что мне нужен, но изменять любимой марке не хотелось. Поясню. Мне нужна мобилка с поддержкой HSDPA, чтобы "кормить" утеловским интернетом мою Nokia N800. Вариантов у Моторолы - аж... 4: Z8, Z10, K3 и V9. Первые два, имеющие внутри "вражескую" Symbian, я вообще за Моторолу не считаю, а между оставшимися двумя выбор очевиден :)
Тут оно и началось. Опишу свои странствия в поисках телефона с конкретными адресами своих, чтобы не обвинили в пустословии.
1. Куреневский рынок, магазины life:) и Киевстар, оба - под маркой "МобиДик". V9 отсутствует как класс, в течение месяца заходил несколько раз (ибо рядом с домом) - не появлялась. В наличии лишь несколько моделей из числа самых дешевых.
2. Магазин "Алло", там же. Есть Z6, E8, V8, U9, бессмертная V3i и еще несколько моделей. V9 нет, обратившись к продавцу, я услышал следующее: "если надо - сейчас привезем!" Не понял - это что, торговля из-под прилавка? Откуда "привезем"? Или из другого магазина того же "Алло" привезти были готовы - за полчаса до закрытия магазина? Если так - похвальное рвение, но что-то слабо верится. Ждать было некогда, да и цена была предложена не лучшая, поэтому я отказался.
3. Правильон "Евросеть", площадь Шевченко. "Так, самсунг, ЛЖ, нокия... а где у вас моторола?" - "А вот у нас Motorola!" - на витрине одиноко стоит недорогая модель С-серии, точно не помню какая, и та - CDMA... Я в шоке.
4. Там же, через дорогу - "Мобiлочка". Здесь в наличии весь модельный ряд, ура!!! Но присматриваюсь к ценам - и офигеваю (более цензурно сказать не могу, разве что менее): цена на V9 = 1999,95 :) Мало того, что это на добрых 200-250 гривень дороже средней цены по хотлайну, так еще и эти приколы в стиле "99,95" - что лично я считаю верхом жлобства в торговле. Короче, отказать.
5. Эльдорадо, ул. Ивашкевича. Тот же вопрос продавцу: "А где у вас Моторола?" И до боли знакомый ответ - а нет у нас Моторолы! Нет, ну пара моделей недорогих (W-серии) стоит - и это всё, но ни одной из флагманских моделей. Ладно, Эльдорадо простительно - у них это второстепенный товар, там и Нокий небольшой выбор.
6. Проезжая мимо радорынка на Кардачах, не мог не зайти. Итог: ни в одном из порядка 15 магазинов, торгующих официальными телефонами, как на территории рынка, так и вокруг него (у частников в рядах не смотрел принципиально) - V9 нет вообще. И только в 1-2 магазинах - более-менее полный ассортимент.
7. Были еще какие-то магазины - павильоны возле метро "Петровка" (в том числе уже упомянутые "Мобилочка" и "МобиДик"), всех уже не упомню. Результаты - из числа описанных выше вариантов.

Да, возможно, кто-то скажет - а чего ж ты ходил по захолустным магазинам на окраине, чего хотя бы в тот же Ситиком не зашел? Или - чего вообще туда ходить - есть же интернет-магазины? Ну, во-первых, телефон искался в основном по пути с работы домой или возле дома, целенаправленно прошерстить полностью ту же Петровку просто не было времени. И какая разница, где находится магазин, если в нем есть полный ассортимент телефонов Nokia или Samsung, а Motorola - нет? Почему LG Secret я могу купить в практически любом магазине, а топовые модели Motorolа - не могу? А в интернет-магазинах, понятное дело, товар не пощупаешь...
И почему, ну вот скажите - почему? - все как один продавцы первым делом предлагают покупателям Nokia? Почему даже там, где есть телефоны Motorola - их никто не продает? Почему компания не работает с магазинами, с продавцами, не разъясняет преимуществ своего товара перед конкурентами? Почему на модельный ряд Nokia натыкаешься сразу, только войдя в магазин, а витрину с Motorola нужно еще найти где-то в углу? Почему в том же Алло легче найти полуэкзотическую стереогарнитуру HT820 трехлетней, если не ошибаюсь, давности, чем актуальную V9? Почему даже не в половине, а в подавляющем большинстве магазинов продавцы уверяли меня, что V9 - это Linux-смартфон? Почему украинский оператор 3G-связи Utel не предлагает своим абонентам ни одной 3G-модели Motorola из четырех, официально продающихся в Украине? Если всё это делать лень или накладно - может, стоит перейти на систему торговли, подобную Avon или Herbalife - затрат минимум, а эффективность будет точно не ниже :)
Я понимаю, у компании сейчас положение дел не из лучших. Но как можно надеяться на увеличение продаж и говорить о каких-то рыночных перспективах, если продукцию компании так сложно купить?

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Постараюсь ответить на вопросы.
Нокию предлагают всегда и везде,а потом предлагают товар за который продавцу доплачивают бонус. За Моторолу только малый период времени доплачивали (программа Мотоактив) и то в нескольких сетях (Мобилочка,Алло,куча мелких). В сети попасть сложно,тк есть плата за вход а бюджет маркетинговый бюджет Моторолы на момент написания статьи был ничтожен,а сейчас вообще отсутствует.О грамотности продавцов промолчу,тк много стажеров. Моторола постоянно проводила огромное кол-во тренингов по Украине,сам на таком был и инфы там хватает,а с продавцами работали Мотоагенты,к нам тоже постоянно заходили в гости и показывали новинки. У Утела эксклюзив долго был Эксклюзив на СониЕриксон,позже начальство пожелало Нокию ... Моторолу хотели только технические сотрудники,но их никто не послушал (а ИМХО у Моторолы небыло возможности дать откат).